Под НДВ принято подразумевать полноценный проект из нормативов, что регулируют предельно допустимые показатели выбросов. Каждая организация, деятельность которой сопряжена с загрязнением воздуха, обязана разрабатывать такую базу. При этом проект можно разработать как самостоятельно, так и с помощью экспертов сторонних компаний.
Проект НДВ: требования и регулирование
Природоохранное законодательство четко демонстрирует, каким организациям требуется составлять проект НДВ. К их числу относятся все компании, чья деятельность связана с выпуском вредных выделений в воздух.
Разработка документации осуществляется на базе полученных замеров и результатов профессионально выполненных лабораторных исследований.
Что касается НДВ, то эти нормы подробно зафиксированы в ФЗ за номером 96 (конкретнее – ст. 1), который посвящён охране воздуха. Под ним важно понимать норму загрязнений, выбрасываемых в воздух. Ключевой характеристикой показателя следует считать массу вредных веществ или их объем, сюда же включается смесь микроорганизмов и прочих составляющих.
Такой критерий фиксируется для точек, что относятся к категории постоянных (стационарных). Причём уже принятые эко стандарты источник не должен превышать.
Количество выделений не должно иметь серьёзного отрицательного воздействия на природу и людей. Благодаря проекту надзорные органы получают возможность отслеживать на определённой территории суммарный показатель выделений вредных компонентов в атмосферу. Как итог – они могут предлагать различные варианты для улучшения состояния природы.
При этом НДВ направлен только на определение загрязнений. На основании ФЗ за номером 96 этот показатель определяется Правительством.
Требование для составления проекта распространяется на все компании, имеющие точки выбросов. Для малых организаций закон послаблений не предполагает.
Как получить освобождение от НДВ по Закону №7-ФЗ
Но некоторые исключения все же существуют. Они указаны в ФЗ за номером 7 (а именно – ст. 22, пп. 4 и 5). НДВ не нужно разрабатывать, если на площадке выделяются вещества только III и IV кл. Но этому факту должно быть официальное подтверждение.
Получить его можно только после проведения оценки:
- радиационной;
- химической;
- биологической.
После исследований состава загрязнений также потребуется осуществить замеры имеющихся концентраций.
Цель разработки проекта
Цель разработки документации – возможность сохранить оптимальную экологическую обстановку или улучшить ее показатели.
Когда все компании, попадающие под критерии необходимости составления проекта, оформляют его, власти получают возможность:
- разрабатывать процедуры, направленные на сокращение выбросов;
- отслеживать уровень воздействия каждой отдельной организации на природу как определённого участка, так и в целом всего региона;
- устанавливать меры по снижению негативных выделений, когда метеоусловия негативные;
- формировать нормативы предельно допустимого уровня вредных выбросов.
Также проект позволяет разрабатывать планы, направленные на контроль ПДК.
Нормативная база
На что следует опираться при создании проекта? Организациям, которые обязаны разработать документ, рекомендуется отталкиваться от:
- ФЗ за номером 7;
- ФЗ за номером 96;
- Постановления за номером 86;
- Постановления за номером 2055;
- Постановления за номером 400.
Все перечисленные постановления разработаны в различные годы Правительством страны. Также следует принять в расчёт Письмо за номером 12-46/709, что было составлено Минприроды.
Алгоритм составления документа НДВ
Проект разрабатывается в несколько шагов.
Первый этап – ИИВ и расчёт концентраций. Для этого потребуется собрать данные о составе и количестве загрязнений. Проводятся специальные замеры (причём строго сертифицированными лабораториями), предварительная оценка воздействия компании на природу.
На основе полученных результатов составляются рекомендации по нормализации состояния окружающей среды.
Сама организация на этом этапе обязана подготовить данные о типе используемого оборудования, продолжительности его функционирования, неорганизованных выбросах, составе и объёме сырья, топлива, материалов. Отдельно потребуется составить список, в котором будет указано число авто на предприятии с уточнением их марок.
После проведения подготовительных работ можно приступать к следующему шагу. На этом этапе осуществляется анализ всех полученных сведений, а затем – разрабатывается перечень процедур, позволяющих сократить концентрации.
Причём мероприятия должны быть максимально эффективны в каждом конкретном случае. При этом для организации они должны быть приемлемы в плане финансов.
Для созданного плана формируется подробное обоснование использованной техники, после чего документально фиксируется проект НДВ. В него необходимо внести общие данные о компании и ее краткую характеристику. Обязательно указываются показатели загрязнений и мониторинг НДВ. Отдельно прописываются все процедуры, направленные на сокращение объёма загрязнений при плохой метеообстановке. Также к проекту требуется прикрепить все приложения.
Только после выполнения всех перечисленных выше задач можно переходить к третьему этапу, на котором нужно обратиться в надзорную организацию за согласованием.
Рекомендуемый состав проекта НДВ:
- Титульный лист
- Список участников
- Краткое изложение
- Оглавление
- Введение
- Информация о предприятии
- Описание предприятия как источника загрязнений
- Расчеты и предложения по нормативам допустимых выбросов
- Меры по управлению выбросами в условиях неблагоприятной среды
- Контроль соблюдения нормативов выбросов
- Список литературы
- Приложения
Установление НДВ осуществляется Росприроднадзором при наличии СЭЗ, выданного Роспотребнадзором. Процесс получения СЭЗ регламентирован Приказом Роспотребнадзора от 05.11.2020 г. № 747. Проект НДВ подается через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) для согласования с Росприроднадзором.
Срок рассмотрения заявки составляет:
- до 30 рабочих дней для обычных НДВ;
- до 45 рабочих дней для НДВ и временно разрешенных выбросов.
Решение о выдаче разрешения размещается на портале, а выписка с QR-кодом выдается пользователю. Разрешение действует до получения КЭР. Предприятия I категории нефтегазовых и химически опасных объектов (НВОС) обязаны устанавливать НДВ, временно разрешенные выбросы или получать разрешения на выбросы до получения КЭР в соответствии с Административным регламентом.
Продление и переоформление разрешения на выброс загрязняющих веществ
Территориальный орган Росприроднадзора уведомляет хозяйствующие субъекты за 3 месяца до окончания срока действия разрешения на выбросы через единый портал. Для продления срока разрешения необходимо заполнить интерактивную заявку, приложив отчет о выполнении мероприятий по снижению выбросов. Решение о продлении или отказе размещается онлайн. Переоформление разрешения возможно без изменений производственного процесса, с отправкой заявки и необходимых документов через портал, с последующим онлайн-информированием о решении.
Регулирование выбросов для объектов II категории НВОС
Для объектов II категории НВОС действуют временные меры по разрешениям на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, выданные до 01.01.2019 года. Новые разрешения и лимиты не выдаются, их замена требует подачи декларации о выбросах в установленные сроки. Расчеты нормативов выбросов производятся в соответствии с Положением № 2055, методиками расчета и методикой, утвержденной СЭЗ.
Нормирование выбросов для объектов III категории НВОС
Хозяйствующие субъекты, работающие на объектах III категории НВОС, должны разработать нормативы выбросов для веществ I и II класса опасности и представить отчетность о выбросах в атмосферу. Расчеты нормативов осуществляются в соответствии с требованиями Положения N 2055, Методов расчета и Методики на основе проектной документации или данных инвентаризации.
Временно разрешенные выбросы
Если стационарные источники не могут соблюдать нормативы выбросов и технологические нормы, хозяйствующие субъекты могут установить временно разрешенные выбросы. Эти выбросы действуют в рамках выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности до достижения установленных нормативов и технологических стандартов.
Для объектов I категории НВОС
Хозяйствующие субъекты, работающие на объектах I категории НВОС, могут устанавливать временно разрешенные выбросы до получения КЭР в соответствии с Административным регламентом. Для этого заявитель должен представить заявление по установленной форме с сопроводительными документами, включая данные инвентаризации или проектную документацию. При необходимости продления разрешения на выбросы, заявитель должен представить соответствующие документы и сведения о выполнении плана снижения выбросов за предыдущий год. Переоформление разрешения на выбросы требует представления заявления и необходимых документов подтверждения. Получение КЭР возможно при условии приложения программы повышения экологической эффективности и указания временно разрешенных выбросов.
Для объектов II категории НВОС, не получающих КЭР, и III категории НВОС
Постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 № 828 утверждены правила выдачи разрешений на временные выбросы. Разрешения на временные выбросы выдает территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды. Срок действия разрешения составляет 1 год и может ежегодно продлеваться при выполнении мероприятий плана по охране окружающей среды. Для получения разрешения необходимо подать заявку с указанием данных об объекте, отчет о выбросах, НДВ и план мероприятий. Рассмотрение заявки не должно превышать 75 рабочих дней. Продление разрешения требует заявки и отчета о выполнении плана мероприятий не позднее чем за 30 рабочих дней до окончания срока действия. При переоформлении разрешения указываются изменения в документах, подтверждающие изменения в юридическом статусе или владении объектом.
Штрафные санкции
За несоблюдение экологических требований могут быть наложены штрафы:
- Должностные лица – от 2 000 до 5 000 рублей;
- Юридические лица – от 20 000 до 100 000 рублей.
За выбросы без разрешения:
- Должностные лица – от 40 000 до 50 000 рублей;
- ИП – от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток;
- Юридические лица – от 180 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
Помимо штрафов, необходимо возместить причиненный вред в соответствии с пунктом 1 ст. 77 Федерального закона № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”.
“Адитум” обеспечивает всестороннюю поддержку на каждом этапе, включая консультации, подготовку необходимой документации и взаимодействие с надзорными органами. Доверяя нам, вы получаете надежного партнера для эффективного и законного управления экологическими аспектами вашего бизнеса.
НазадСвязанные услуги: