Вне зависимости от масштабов организации подготовка всех экологических документов должна стартовать с оценки площадки. Предварительно необходимо определить все процессы, которые оказывают влияние на окружающую среду. Это же правило распространяется на подготовку отчетов по инвентаризации.
Основные принципы
ФЗ за номером 96 (конкретно – ст. 22), который распространяется на охрану воздуха, четко указывает на то, что законодательно требуется проводить ИИВ. По итогам процедуры формируется отчет. Это же требование прописано в Приказе за номером 871, где закрепляется чёткий алгоритм осуществления инвентаризации различных источников, способных загрязнить природу.
При этом составление подобной документации выступает обязательным для каждой организации, деятельность которой подразумевает наличие источников выбросов.
К источникам выбросов загрязняющих веществ относят:
– источник выбросов – это сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества;
– стационарный источник – это источник выбросов, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника;
– передвижной источник – это транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.
Законодательная база
Обновленный порядок ИИВ был зафиксирован через Приказ за номером 871. Именно в нем отдельно указываются передвижные источники.
Ранее действовал Приказ за номером 352, и в нем эти объекты не фигурировали.
Причём и ранее эксперты принимали во внимание:
- погрузо-разгрузочные площадки;
- автомобильные стоянки;
- СТО;
- цеха для ремонта.
Но выбросы от этих объектов рассчитывались наравне со стационарными точками.
Кто не должен исправлять документацию по ИИВ
Отталкиваясь от Приказа за номером 861 (а именно – ст. 1 п. 5), если указанные выше объекты учтены, даже как стационарные, отчет исправлять не нужно.
Вносить правки в документацию не требуется, и когда на площадке задействовано максимум 3 грузовых и не свыше 20 легковых авто в сутки. Также здесь не должно вестись промышленное производство.
Кто должен внести правки в отчет?
Если же компании, имеющие личные источники выбросов передвижного типа, не соответствуют условиям, перечисленным выше, то им требуется откорректировать данные, которые были разработаны по правилам Приказа за номером 352. Причём на внесение правок организациям даётся год.
Разнообразие источников выброса
Существует классификация, согласно которой источники можно разделить на неорганизованные и организованные. При втором типе вредные выделения отправляются в атмосферу через особое оборудование. Причём делается это направленно, через:
- газоходы;
- вентиляционные системы;
- трубы и др.
Когда речь идёт о неорганизованных источниках, то под ними следует понимать выбросы, состоящие из ненаправленных потоков. Яркий пример – карьер, где добывается песок. Здесь в атмосферу попадает не только пыль, но и вредные элементы, что формируются как результат функционирования двигателей спецтехники.
Существует и иная классификация. Согласно ей, объекты можно разграничить на:
- Линейные.
- Точечные.
- Площадные.
Первые предполагают наличие выбросов с большой протяженностью в атмосфере. Наглядный пример – автомагистраль.
Вторые версии подразумевают осуществление выбросов в одной определённой точке. Как пример – дымовая труба котельной.
Что касается площадных источников, то они должны иметь чёткие данные длины и ширины. К категории таких источников можно отнести стоянку транспортных средств либо полигон, предназначенный для захоронения отходов.
Вне зависимости от типа объекта инвентаризация должна быть проведена не позднее 2 лет с даты ввода площадки в пользование.
Алгоритм проведения процедуры
Для начала необходимо провести подготовительный этап. Для этого на объект выезжает лично эксперт. Он исследует площадку и определяет наличие производственных процессов, в результате которых возникают загрязняющие атмосферную среду вещества.
Второй шаг – выявление самих источников. После завершения подготовительных работ специалист формирует подробный список всех источников выбросов и отправляет готовый перечень заказчику. Тот должен ознакомиться с информацией и согласовать ее.
Когда список источников вредных выбросов будет согласован, инженер-эколог в обязательном порядке должен запросить все исходные данные, что требуются для корректной разработки отчета. Эксперту необходимо предоставить все достоверные исходные вводные, после чего он составит заявку и отправит ее в лабораторию, у которой есть действующая аккредитация. Именно такая компания в дальнейшем должна выполнять инструментальные замеры опасных выбросов.
В рамках этой процедуры должны быть учтены:
- объем газовой смеси;
- скорость ее выхода;
- высота источника;
- его диаметр;
- показатели концентрации веществ, которые загрязняют экологию.
После получения заявки представители лаборатории сперва обозначают стоимость своих услуг. Только после проведения оплаты назначается дата проведения замеров.
Когда работа будет выполнена, специалист из лаборатории высылает эксперту черновики протоколов проведённого мероприятия. Инженер-эколог должен оценить корректность расчётов и оформления черновиков.
Только после утверждения черновых вариантов лаборатория распечатывает протоколы. При этом обязательно документ дополняется копией приложения аттестата аккредитации компании.
Но как быть, если произвести замеры посредством инструментальных способов не представляется возможным? Такое нередко случается в ситуации с горячими или неорганизованными точками. Здесь специалисты применяют специальные методики расчёта точной концентрации вредных веществ.
Отчёт об ИИВ
Документация по ИИВ составляется только после:
- получения базовых сведений;
- проведения исследований;
- выполнения расчётов;
- составления протоколов лаборатории.
Еще в отчет эксперт вносит общие данные об организации. Также в документации присутствует полная характеристика всех газоочистных устройств. Включая скрубберы, фильтры и прочие. Ведь благодаря им определённый объем вредных веществ удаляется, за счёт чего загрязнения не попадают в атмосферу.
Дополнительно в отчет включается описание производственной деятельности, причём отдельно выделяются те мероприятия, что подразумевают выброс загрязнений. Ещё перечисляются сами опасные вещества, а дополнительно указываются варианты их попадания в воздух.
Кроме того, в отчёте указывают перспективы развития организации. Но при условии, что расширение или реконструкция действительно запланированы.
Ещё в документе должны быть:
- Карта-схема, на которой указаны все источники на основе общей системы координат.
- Список нормативно-методических документов и самих механик, что были задействованы в ходе создания отчёта.
- Точная таблица с указанием суммарного количества выбросов каждого вредного вещества в организации.
Ещё для документа требуется составить сводные таблицы с описанием точек выделения и самих источников в компании.
Все документы прикладываются к отчету.
Когда отчет будет готов, его должно утвердить руководство организации. Согласно приказу за номером 871 получать согласование в контролирующих инстанциях не требуется.
Действие отчета остаётся в силе до тех пор, пока не возникнут факторы, обозначенные в приказе за номером 871, конкретно – пп. 45-46.
Если технические или технологические показатели на площадке изменятся, в сжатые сроки данные по экологической ситуации нужно привести в корректное состояние и исправить отчет.
В итоге именно отчет выступает базовым документом для того, чтобы отправить компанию на гос учёт, и выдать ей свидетельство НВОС. Отталкиваясь от последнего, формируется каждый проект по охране воздуха, план сокращения выделений при плохих метеорологических условиях, комплексное экологическое разрешение, программа производственного эко контроля.
Также это необходимо для составления отчёта 2-тп, который нужно сдавать каждый год, и определения платы за отрицательное воздействие.
Структура отчета
- Титульный лист;
- Сведения о разработчике и список исполнителей;
- Содержание и введение;
- Сведения о хозяйствующем субъекте, объекте НВОС, его отдельных территориях и производственной деятельности;
- Описание проведенных работ по инвентаризации выбросов с указанием нормативно-методических документов, перечня использованных методик;
- Карта-схема территории объекта НВОС (в масштабе);
- Характеристики источников выбросов, показатели работы ГОУ, суммарные выбросы по объекту НВОС, включая:
– источники выделения загрязняющих веществ;
– источники выбросов загрязняющих веществ;
– результаты обследования ГОУ и условий их эксплуатации;
– суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (т/год), их очистка и утилизация (в целом по объекту НВОС); - Результаты определения выбросов загрязняющих веществ расчетными (балансовыми) методами;
- Результаты инструментального определения показателей выбросов с приложением соответствующих расчетов, актов отборов проб и протоколов анализов;
- Документирование характеристик нестационарности выбросов;
- Копия аттестата аккредитации привлекаемой аналитической лаборатории с приложением области аккредитации;
- И иные материалы, которые разработчик считает необходимым приложить.
Какие штрафы за выбросы
Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на (ч.1 ст.8.21 КоАП РФ):
- должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб.;
- индивидуальных предпринимателей – от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- юридических лиц – от 180 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Юридическая компания “Адитум” предоставляет комплексные услуги по инвентаризации источников выбросов (ИИВ). Мы гарантируем профессиональный подход и соблюдение всех нормативных требований. Благодаря многолетнему опыту и высококвалифицированным специалистам, “Адитум” обеспечивает надежные и эффективные решения для вашего бизнеса.
НазадСвязанные услуги: