Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

Одним из основополагающих принципов законодательства РФ в области охраны окружающей среды является принцип платности природопользования.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны. Обязанность по внесению платы за НВОС возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия.                           

Штраф!
Согласно ст.8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за НВОС влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц – от 3 000 до 6 000 руб.;
– на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб. 

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ) плата за  НВОС взимается за следующие его виды: 

– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; 

– сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; 

– хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). 

        Кто вносит плату за НВОС? 

Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (п.1 ст. 16_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 

Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.      

Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих НВОС, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ.

Ставки и нoрмативы платы

Согласно ст.16_3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ, ставки платы за НВОС устанавливаются за: 

выбросы загрязняющих веществ; 

сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ; 

– размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

При исчислении платы за НВОС в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, а также при исчислении указанной платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, применяются дополнительные коэффициенты. 

               Ставки платы за НВОС и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 г. N 758 “О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”:

1) Утверждены ставки платы за НВОС при размещении ТКО;

2) Установлены ставки платы за НВОС на 2019 год;

3) Внесены изменения: 

– в ставки платы за НВОС, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. N 913 “О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах”

правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. N 255 “Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду”.          

                  

Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. N 913 утверждены ставки платы за загрязнение окружающей среды.               

                 Порядок определения платежной базы для исчисления платы за НВОС 

                           Платежной базой для исчисления платы за НВОС является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (ст.16_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 

                      

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. 

                     Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату:      

– для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период,      

– в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ,      

– для каждого класса опасности отходов производства и потребления.

При определении платежной базы учитываются:

– объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов, превышающие такие нормативы, выбросы (включая аварийные);

– сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, сбросы (включая аварийные);

– лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе Декларации.

                                    Порядок расчета платы за НВОС 

Плата за НВОС исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных ст.16_3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ, и суммирования полученных величин. 

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. N 255 “Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду”

Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (п.32 Правил).

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме 4-го квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере 1/4 части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год (п.34 Правил). 

Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязанности по внесению платы, начиная со следующего дня после окончания сроков, определенных пп.32,34 Правил (п.33 Правил).

Правилами утверждены:

– формулы расчета платы за отдельные виды НВОС с определением платежной базы и соответствующих коэффициентов (пп.1721 Правил),

– особенности расчета платы за НВОС:

– за размещение отходов, подлежащих накоплению и фактически утилизированных в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных на утилизацию в срок, не более 11 месяцев (п.22 Правил),

– при несоблюдении снижения объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ в течение 6 месяцев после наступления сроков, определенных планами снижения сбросов и выбросов (п.23 Правил).

При отсутствии разрешительной экологической документации (разрешение на выбросы, сбросы и т.д.) плата за НВОС рассчитывается как сверхнормативная (пп.20, 21 Правил). 

Порядок предоставления декларации о плате за НВОС                   

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Порядок), а также Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Приказом Минприроды РФ от 09.01.2017 г. N 3.

Декларация представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным (п.2 Порядка).

Декларация формируется путем использования электронных сервисов, в том числе предоставляемых Росприроднадзором.

Росприроднадзор и его территориальные органы на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” обеспечивают доступ к своим электронным сервисам для составления Декларации (п.4 Порядка). 

Лицо, обязанное вносить плату, вправе представить уточненную Декларацию за данный отчетный год до 10-го марта года, следующего за отчетным, при обнаружении лицом, обязанным вносить плату, в представленной им Декларации о плате за отчетный год (п.11 Порядка): 

– недостоверных сведений; 

– неполноты отражения сведений; 

– ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы платы, подлежащей внесению.

Для нескольких объектов, оказывающих НВОС, но располагающихся в пределах территории одного субъекта РФ, предоставляется одна Декларация. В случае расположения указанных объектов на территориях нескольких субъектов РФ, по каждому субъекту предоставляется отдельная Декларация.

Лица, обязанные вносить плату, имеют право предоставить Декларацию в виде электронного документа или на бумажном носителе

Электронный документ

Декларация о плате в форме электронного документа представляется посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети “Интернет”, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 г. N 63-ФЗ “Об электронной подписи”.

В данном случае приложение Декларации на бумажном носителе не требуется (п.5 Порядка).

Датой представления Декларации считается дата ее регистрации в Росприроднадзоре (п.9 Порядка).

Обращаем ваше внимание, что возможность предоставления Декларации в центральный аппарат Росприроднадзора возможна только в форме электронного документа.

Бумажный носитель

Декларация о плате на бумажном носителе представляется лицами, обязанными вносить плату, в территориальные органы Росприроднадзора (п.7 Порядка).

Декларация на бумажном носителе предоставляется в следующих случаях: 

– при отсутствии у лица технической возможности подключения к сети “Интернет” (п.6 Порядка); 

– при отсутствии у лица электронной подписи; 

– при годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 000 рублей. В этом случае также в обязательном порядке предоставляется копия Декларации на электронном носителе (п.5 Порядка).

Определены следующие способы предоставления Декларации на бумажном носителе (п.8 Порядка): 

– предоставить лично или через уполномоченного представителя лица, обязанного вносить плату; 

– направить в виде почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении.

Декларация должна быть подписана руководителем юридического лица (или уполномоченным лицом) (п.10 Порядка).

При представлении Декларации датой представления считается (п.9 Порядка): 

– отметка территориального органа Росприроднадзора о получении Декларации; 

– дата почтового отправления при предоставлении по почте.

При выявлении в результате заполнения Декларации излишне уплаченных сумм платы за НВОС, они подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода (ч.2 ст.16_5 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

Росприроднадзор должен осуществить процедуру зачета или возврата излишне уплаченной платы в срок, не более 3 месяцев с момента получения заявления от природопользователя (п.36 Правил). 

                                 

Внимание! 

07.09.2019 г. вступил в силу Порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 г. N 334

Оригиналы форм
Требования о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду;
Акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду;
Требования о представлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
Требование о представлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа;
Заявления о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду;
Заявления о зачете излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет предстоящих платежей;
Решения об отказе в зачете излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет предстоящих платежей;
Решения об отказе в возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду;
Заявления о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду;
Акта сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду;
Решения о зачете излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет предстоящих платежей;
Решения о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Дополнительная информация
Дополнительно о сроках внесения платы за НВОС и предоставления других видов отчетностей вы можете узнать в Календаре эколога на 2019 год.


Администратор платы за НВОС
 

В соответствии с п.5.5_19 и 5.5_23 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 400 Росприроднадзор осуществляет:      

– прием декларации о плате за НВОС;      

– контроль за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения. 

При проведении проверки декларации о плате составляется Акт проведения контроля за исчислением платы (далее – Акт) в течение 20 рабочих дней со дня ее представления природопользователем (п.44, 45 Правил).

Зачисление платы за НВОС 

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ плата за НВОС поступает (далее – БК РФ):       

– в неналоговые доходы федерального бюджета – по нормативу 5 процентов (ст.51 БК РФ);      

– в неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ – по нормативу 40 процентов (ст.57 БК РФ);      

– в бюджеты субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя – 95 процентов (ст.57 БК РФ);      

– в бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов и бюджеты городских округов с внутригородским делением – 55 процентов (ст.62 БК РФ).

 

Коэффициенты 

С 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 года при исчислении платы за НВОС к ставкам указанной платы применяются следующие коэффициенты (п.8 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ)): 

– коэффициент 0 – за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и использованных в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом либо переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

– коэффициент 1 – объем или массу: 

– размещенных отходов производства и потребления в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

– выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

– коэффициент 5 – за объем или массу:

– отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, а также с превышением объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

– выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов на период реализации плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности;

– коэффициент 25 – за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

В целях стимулирования юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты (п.6 ст.16_3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ):

– коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации “Перечень мероприятий по охране окружающей среды” и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых); 

– коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями; 

– коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности; 

– коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности; 

– коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;    

– коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности. 

Ниже описаны особенности расчета платы за некоторые виды негативного воздействия. 

Внимание! 

С 01.01.2020 г. вступят в силу изменения в ст.16_3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ. При исчислении платы за НВОС к ставкам платы будут применяться в дополнении к вышеуказанным также следующие коэффициенты:
 – коэффициент 0 – за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
– коэффициент 1 – за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
– коэффициент 25 – за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
– коэффициент 100 – за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу. 

Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и рассеивании попутного нефтяного газа (ПНГ) 

В связи с вступлением в силу Положения об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа (далее – Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.11.2012 г. N 1148, введены в действие новые формулы расчета платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании или рассеивании попутного нефтяного газа. 

Положение определяет особенности исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа (далее – ПНГ), добытого на участках недр в соответствии с лицензиями на пользование недрами.

Особенности исчисления и взимания платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 08.11.2012 г. N 1148 “Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа”

Положением установлено предельно допустимое значение показателя сжигания и (или) рассеивания ПНГ в размере не более 5 % объема добытого ПНГ.

Предельно допустимое значение данного показателя не применяется при освоении участков недр со степенью выработанности запасов нефти по участку недр меньше или равной 0,01, а также в течение 3 лет с момента превышения указанного показателя или до достижения степени выработанности запасов нефти по участку недр, равной 0,05, если это наступит раньше. При этом степень выработанности запасов нефти определяется как отношение суммы накопленной добычи нефти по участку недр к начальным извлекаемым запасам нефти категорий А, В, С и С по этому участку. 

При превышении предельно допустимого значения показателя сжигания и (или) рассеивания ПНГ, исчисление размера платы за выбросы осуществляется с применением к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками, дополнительного коэффициента К, имеющего значение на 2013 год – 12, с 2014 года – 25.

В соответствии с пп.57 Положения:

  1. При отсутствии средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями, соответствующих требованиям измеряющих объем фактически добытого и сожженного на факельных установках и (или) рассеянного попутного нефтяного газа, плата за выбросы осуществляется с применением к  ставкам платы за выбросы дополнительного коэффициента К, равного 120
  2. В случае, если годовой объем добытого ПНГ не превышает 5 млн.куб.метров или объемное содержание не углеводородных компонентов в ПНГ, добытом на участке недр, превышает 50 процентов, к нормативам платы за выбросы не применяется дополнительный коэффициент К. 
  3. В случае реализации пользователем недр проектов по полезному использованию ПНГ в рамках инвестиционных газовых программ, представленных в Минэнерго, и (или) технических проектов разработки месторождений, согласованных в установленном порядке, показатель покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию ПНГ определяется по формулам, указанным в пп.17 и 22 Положения и: 

– если значение показателя покрытия затрат равно или превышает 1, дополнительный коэффициент К устанавливается равным 1; 

– если значение показателя покрытия затрат меньше 1, дополнительный коэффициент К умножается на разницу 1 и показателя покрытия затрат. При этом величина дополнительного коэффициента К не может быть менее 1.      

Внимание! 

Для новых морских месторождений углеводородного сырья, расположенных полностью в пределах Баренцева, Карского, Печорского, Чукотского, Восточно-Сибирского, Белого морей и моря Лаптевых, степень выработанности которых по состоянию на 1 января 2017 г. составляет более 0,01, к ставкам платы за выбросы применяется дополнительный коэффициент значение которого в период с 01.01.2018 г. по 31.12.2019 г. и с 01.01.2031 г. равно 1, а с 01.01.2020 г. по 31.12.2030 г. – 0,25 (п.2_1 Положения). 

Согласно п.8 Положения фактически понесенные затраты на реализацию проектов по полезному использованию ПНГ учитываются пользователем недр – плательщиком платы за выбросы при определении показателя покрытия затрат. К затратам на реализацию проектов по полезному использованию ПНГ относятся документально подтвержденные затраты на сокращение показателя сжигания, в том числе затраты на долевое участие в совместных проектах с юридическими лицами, осуществляющими переработку ПНГ, включая затраты:

а) на проектирование, строительство и реконструкцию систем сбора, подготовки и транспортировки ПНГ (компрессорных станций и газопроводов с сооружениями, являющимися их неотъемлемой конструктивной частью, установок сепарации, ингибирования, линий электропередачи вдоль трасс, а также проездов, узлов регулирования и переключения, мультифазных насосных станций и напорных трубопроводов газожидкостной смеси, эжекторных установок для транспорта ПНГ, установок предварительной и комплексной подготовки газа);

б) на проектирование, строительство и реконструкцию установок по выработке электрической энергии и тепла, в качестве топлива для которых используются ПНГ или продукты его переработки, а также на строительство и реконструкцию связанных с этими установками распределительных электрических сетей и подстанций;

в) на проектирование, строительство и реконструкцию установок по переработке ПНГ, а также мощностей по отгрузке товарной продукции, включая наливные эстакады, продуктопроводы и газопроводы сухого отбензиненного газа от газоперерабатывающих мощностей соответственно до наливной эстакады и магистрального газопровода;

г) на проектирование, строительство и реконструкцию объектов по закачке ПНГ в пласт, включая закачку в газовые шапки, пласты, естественные и искусственные подземные хранилища газа, в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией на разработку и обустройство месторождения, на газонагнетательные скважины, а также на строительство кустовых площадок и манифольдов, бурение и освоение нагнетательных скважин;

д) на проектирование, строительство и реконструкцию объектов и систем по повышению нефтеотдачи пластов, использующих ПНГ, в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией на разработку и обустройство месторождения;

е) на оборудование факельных установок нефтегазодобывающих организаций высокоинтенсивными камерами сгорания с минимальным количеством выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (бездымное сгорание).

Показатель покрытия затрат определяется самостоятельно пользователем недр и учитывается при расчете и исчислении платежей за негативное воздействие на окружающую среду по итогам каждого платежного периода.

Для принятия решения о зачете (об уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ с учетом показателя покрытия затрат пользователь недр представляет сведения о фактических затратах на реализацию проектов по полезному использованию ПНГ в Росприроднадзор.

Росприроднадзор в свою очередь согласовывает с Минэнерго РФ представляемые пользователями недр сведения о фактически понесенных затратах на реализацию проектов по полезному использованию ПНГ.

Плата за выбросы исчисляется для пользователя недр в зависимости от интегрального и фактического показателей сжигания согласно п.10 Положения.

Плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов                 

Внимание!
Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.10.2015 г. № 1101 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в сфере водоотведения”:
– Организациям, осуществляющим водоотведение, и их абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, к правоотношениям, возникшим в период с 01.01.2015 г. и до 24.10.2015г., рекомендуется применять положения Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. N 167, и Постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 г. N 1310 “О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов” (далее – Постановление Правительства РФ от 31.12.1995 г. N 1310).
– Действие пп.9, 61, 62, 64, 65, 67 и 6971 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации и Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 г. N 1310 не распространяется на абонентов, в отношении которых установлены НДС загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов с 1 января 2019 года.
С 01.01.2016 г. ст.28 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении” установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ

Согласно п.61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. N 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов РФ (пп.7071 Правил).

Постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 г. N 1310 “О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов” установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Таким образом, в субъекте РФ орган исполнительной власти разрабатывает и утверждает Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов на территории данного субъекта.             

Обоснование исключения НВОС ОРО для освобождения от внесения платы при размещении отходов                                                                                                  

При размещении отходов на объектах размещения отходов (далее – ОРО), исключающих НВОС плата за размещение не взимается (ч.67 ст.23 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ). 

Исключение НВОС ОРО достигается за счет:                 

– осуществления природоохранных мероприятий;                 

– наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды;                     

– подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды (далее – мониторинг), в том числе соблюдением нормативов ПДК химических веществ. 

    Внимание! 

Положение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (далее – Положение), утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 г. N 467

Положение указывает, что мониторинг осуществляется в порядке, предусмотренном ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.     

Мониторинг проводят:      

– собственники ОРО;      

– лица, во владении или в пользовании которых находятся ОРО.

Указанными лицами мониторинг осуществляется:      

– на территориях ОРО;      

– в пределах их воздействия на окружающую среду.

Внимание!
Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержден Приказом Минприроды России от 04.03.2016 г. N 66

 

Дополнительная информация
Размещение отходов производства и потребления 

Обоснованием исключения НВОС ОРО являются данные инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями. Данные измерений должны свидетельствовать о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.

При отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды для оценки ее состояния применяются фоновые значения соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к ОРО (п.п.3 и 5 Положения).

Нормативы качества окружающей среды должны соблюдаться на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду. Нормативы качества окружающей среды определяются в следующих местах отбора проб (п.4 Положения):

а) для атмосферного воздуха и почв – на границе земельного участка, на котором расположен ОРО;

б) для поверхностных водных объектов – в месте выпуска сточных вод, поступающих с ОРО в водный объект;

в) для подземных водных объектов – на границе земельного участка, на котором расположен ОРО, по направлению течения подземных вод.

Лица, эксплуатирующие ОРО, подготавливают в 2 экземплярах отчет о результатах проведения мониторинга, с данными, подтверждающими исключение НВОС. 

1-й экземпляр хранится у лица, эксплуатирующего ОРО.

2-й экземпляр отчета вместе с его электронной версией на электронном носителе и сопроводительным письмом направляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения ОРО.

Отчет направляется в уведомительном порядке, ежегодно.

Внимание! 

Срок предоставления отчета до 15 января года, следующего за отчетным годом (п.7 Положения). 

Положением установлено, что отчет может быть представлен в виде электронного документа. Следует понимать, что предоставление отчета в электронном виде является правом, а не обязанностью хозяйствующего субъекта.

В срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчета, территориальный орган Росприроднадзора осуществляет сопоставление изложенной в нем информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении ОС на территории ОРО и в пределах его воздействия на ОС, полученными (п.10 Положения):      

– от территориального органа Росгидромета в рамках взаимодействия и обмена информацией на региональном уровне;      

– путем проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Росприроднадзора.

По результатам сопоставления территориальный орган Росприроднадзора в недельный срок принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения НВОС ОРО и информирует об этом лицо, представившее отчет, в электронном виде или по почте.

Основания для принятия решения о неподтверждении исключения НВОС ОРО (п.11 Положения):

а) отсутствие в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества ОС на территории ОРО и в пределах его воздействия на ОС;

б) превышение фоновых значений физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к ОРО, при отсутствии установленных нормативов качества ОС;

в) несоблюдение нормативов качества ОС на территории ОРО и в пределах его воздействия на ОС и (или) в месте выпуска сточных вод, поступающих в поверхностный ВО от ОРО.

Внимание!
Перечень оснований для принятия решения о неподтверждении исключения НВОС ОРО является исчерпывающим! 


Корректировка платы за НВОС
 

При исчислении платы за НВОС лица, обязанные вносить плату, вправе осуществлять самостоятельно корректировку (уменьшение) ее размера, за исключением случаев, при которых не соблюдалось обязательное условие планов снижения выбросов и сбросов – снижение объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ в течение 6 месяцев после наступления сроков, определенных планами (п.24 Правил).

Из суммы платы за НВОС вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению НВОС, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за НВОС по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет в части выбросов и сбросов загрязняющих веществ), по которым предусмотрено снижение выбросов и (или) сбросов (п.25 Правил). 

Затратами на реализацию мероприятий по снижению НВОС признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных п.4 ст.17 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа. При корректировке размеров платы иные затраты не учитываются, в том числе и затраты на капитальный ремонт. 

Затраты не учтенные при исчислении платы за НВОС в отчетном периоде, могут быть учтены в последующие отчетные периоды, но не более чем в течение срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.

Как начать сотрудничество?

Узнали достаточно о нашей компании и поняли, что мы именно те, кому Вы готовы доверить юридические аспекты своего бизнеса, тогда жмите кнопку ниже

Оставить заявку